Состоялось заседание совета по алтайскому языку

09sovet po yasyku minВ системе образования в настоящее время алтайский язык изучается в детских садах и школах. С 2013-го года в рамках дорожной карты в дошкольных учреждениях открыты национальные алтайские группы. За последние три года их количество выросло в три раза и в настоящее время их насчитывается порядка 124-х из 165.

ЕКАТЕРИНА ЧАНДЫЕВА, и.о.РЕКТОРА БУ ДПО РА "ИНСТИТУТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕРЕПОДГОТОВКИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ АЛТАЙ": «Анализ функционирования национальных групп показал, что не во всех открытых группах непосредственная образовательная деятельность и режимные моменты проводятся на алтайском языке, как планировалось ранее, однако увеличено количество часов на изучение фольклора, традиций и изучения алтайского языка».

В Горно-Алтайске непосредственное изучение алтайского языка организовано в 13 детсадах. Алтайский язык, как предмет, изучается в 70% средних образовательных учреждениях республики. За исключением некоторых школ Чойского, Турачакского, Майминского, Усть-Коксинского, Чемальского районов. В связи с этим рекомендован ряд приоритетных направлений по решению задач профильного обучения.

НАТАЛЬЯ ЕКЕЕВА, ПЕРВЫЙ ЗАМЕСТИТЕЛЬ ПРЕДСЕДАТЕЛЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА РА: «Это выработка единых подходов к учебным планам к учебной нагрузке и создание учебно-методического комплекса по предметам».

Что касается второго вопроса, то, согласно законодательства, указатели географических объектов в РА должны оформляться на двух языках русском и алтайском. В 2013-м году утверждена инструкция о русской передаче алтайских наименований рек, ручьев. Однако, как отмечает в своем докладе министр регионального развития Николай Кондратьев, в данном перечне нормы орфографии современного алтайского языка определены не полностью. Это касается некоторых звуков в названиях географических объектов не характерных для русского языка.

Владимир Виноградов