Из истории Чуйского тракта

18trakt muzei minФедеральная трасса М-52 или Чуйский тракт - дорожная артерия РА. В разгар туристического сезона на нее ложится колоссальная нагрузка. Ежедневно тысячи легковых машин, пассажирских автобусов и большегрузов проезжают по главной трассе Горного Алтая. А ведь еще в середине прошлого века тот же Семинский перевал штурмовали сутками.

Всех водителей Чуйского тракта жители придорожных сел и деревень знали в лицо.

Три тысячи лет до нашей эры. Именно такого возраста китайские летописи содержат первые упоминания о Чуйском тракте. Правда назывался он тогда Мунгальский тракт. А популярной среди русского населения, дорога становится после вхождения Алтая в состав Российской Империи, в середине 18 века. Именно по ней со своими богатыми караванами шли купцы.

ОЛЬГА СТРЕЛЕЦ, НАУЧНЫЙ СОТРУДНИК БИЙСКОГО КРАЕВЕДЧЕСКОГО МУЗЕЯ им.В.В.БИАНКИ: «В официальных документах так и идет - вьючная торговая тропа. Тропа, потому что узкая, настолько узкая, что не могли разъехаться две повозки. Возле бома ширина составляла метр, может полтора метра. И вот зимой, осенью, когда начинались распутица, гололед, проводить здесь караваны было очень сложно. И прежде чем отправиться в путь, каждый купец выбирал опытного погонщика, человека, который очень хорошо знал эту дорогу, и знал, где какая опасность может встретиться на пути».

Купцы ходили торговать по старому пути Чуйского тракта. Начинался он из Бийска, шел на запад и не доходя до Белокурихи, поворачивал на село Алтайское, далее через перевал Камар выходил на Чергу, ну а там Семинский перевал, Чике-Таман и прямо до Монголии. В начале двадцатого века вючная тропа перестраивается на колесную дорогу. Спустя еще 10 лет на Алтай приезжает группа исследователей из Томского округа путей сообщения. Возглавляет ее будущий знаменитый писатель Вячеслав Шишков, который становится автором проекта современного варианта Чуйского тракта. Дорогу после реконструкции вводят 1 января 1935 года. Первые машины пошли по ней в 1926 году. Автомобили АМА и ФОРД буквально штурмовали перевалы, дорога занимала несколько дней.

ОЛЬГА СТРЕЛЕЦ, НАУЧНЫЙ СОТРУДНИК БИЙСКОГО КРАЕВЕДЧЕСКОГО МУЗЕЯ им.В.В.БИАНКИ: «Никак не могли понять, что это за шайтан с круглыми резиновыми ногами скачет по дороге. Очень привлекали глаза шайтана - фары. И возникала такая мысль, а если закрыть шайтану глаза, сможет он двигаться по дороге или нет. И каково было удивление, когда на утро с закрытыми глазами, то есть с фарами, замазанными грязью продолжал двигаться по дороге. Ну а позже это недоумение сменилось любовью, и многие алтайские парни пришли работать на Чуйский тракт».

Чуйский тракт называли дорогой Дружбы. По нему возили грузы в соседнюю Монголию А в годы войны, наоборот, оттуда шел большой караван с продовольствием для бойцов Красной Армии. Работа автомагистрали развивалась и налаживалась, однако лошадиные повозки передвигались по ней до 1976 года.

ОЛЬГА СТРЕЛЕЦ, НАУЧНЫЙ СОТРУДНИК БИЙСКОГО КРАЕВЕДЧЕСКОГО МУЗЕЯ им.В.В.БИАНКИ: «В конце 80-х годов судьба Чуйского тракта несколько изменилась. К сожалению, здесь больше не увидишь большие машины, которые перевозили грузы и товары для Монголии. Больше здесь увидишь легковые машины и туристические автобусы и Чуйский тракт поменял свою направленность, сегодня он становится одни из интереснейших туристических объектов. И познакомиться с ним приезжают люди не только из нашей страны, но и из других стран мира».

От былой вьючной тропы, да и колесной дороги остались лишь одни воспоминания, да фотографии. Сейчас трасса федерального значения - это 962 километра ровного асфальтированного покрытия. А по инициативе главы региона Александра Бердникова стратегический участок тракта после реконструкции стал современным автобаном, соответствующим всем нормам безопасности. Чуйский тракт продолжает развиваться, но оставаясь все той же дорогой жизни для отдаленных сел Горного Алтая.