Аргымай Кульджин и Даниил Тобоков: люди, оставившие след в истории Горного Алтая

28kulduchin tobokov minЮбилей республики - это повод взглянуть на историю и личности, оказавшие влияние на развитие Алтая, с другой стороны. Аргымай Кульджин и Даниил Тобоков. Их называли баями, зажиточными купцами. Однако это – личности, опередившие свое время, люди передовых взглядов, сумевшие перенять и претворить в жизнь все новое еще в дореволюционное время прошлого столетия.

Аргымай Кульджин - из рода коголмайман. В советское время его считали эксплуататором, нажившим свое богатство на «горбу» простого народа. Однако кроме накопления материальных благ, Кульджин был и новатором. Именно он наладил связи с известными русскими учеными и просветителями: Радловым, Потаниным, Ядринцевым, Шишковым, Клеменцем, помогал сбору алтайских коллекций в музей императора Александра III, знал монгольскую, русскую письменность, читал буддийскую религиозную литературу и был знатоком истории. Но самое главное, он строил и содержал за свой счет алтайские школы, выделял деньги на покупку учебников и пособий. В школах Аргымая преследовалась только одна цель - грамотность.

Масштабы предпринимательской деятельности Кульджина поражают. Торговал с Монголией, был поставщиком лошадей царского двора. Сделал скотоводство товарным. Для изучения коневодства был в Англии и Германии. Это Аргымай Кульджин скрещивал арабских скакунов с местной породой и вывел новую - алтайскую. В 1924 году ученые признали этот факт. Вместе с братом Манди открыл маслозавод, продукция которого стала конкурентоспособной на мировом рынке, и шерстобитку; проводил искусственное орошение Кенгинской долины. И только в 1995 году его имя было реабилитировано.

Другая неординарная личность - Даниил Тобоков. В народе о богатстве семьи Тобоковых - отца и сына - ходило немало былей. Они построили половину зданий в Улале, открыли здесь магазин фирмы «Зингер». В отличие от отца Даниил Тобоков не был купцом-самоучкой. Он получил домашнее образование, учился в Томском торговом училище. Участвовал в выборах во вторую Государственную Думу. Упорный характер, умение сходиться с людьми и доказывать свою правоту позволили ему стать депутатом второй Государственной Думы Российской империи. Стоял у истоков создания Горной Думы. Первый алтайский меценат. Именно по его настоянию и при его помощи многие дети-алтайцы попадали тогда в Бийское училище, Томский университет. К таким ученикам относится Николай Каланаков. С легкой руки Даниила Тобокова он поступил в Томский государственный университет, который успешно закончил. Впоследствии Каланаков стал автором первой алтайской азбуки.

Личности Кульджина и Тобокова до сих пор остаются загадкой, ученым и историкам предстоит еще детально изучить их биографию. Однако ясно одно, что эти люди оставили яркий след в истории Горного Алтая.