Он был у Рейхстага

06krachnakov minВ Турачакском районе он был одним из немногих кто дошел до Берлина. Яков Крачнаков мобилизовался только в 43-м, возраст не позволял призваться раньше. Юноша, мечтавший стать охотником - на войне стал артиллеристом. Он был обязан вернуться домой живым. Об этом расскажут его дети и внуки.

Яша Берлин - говорили про Якова Крачнакова односельчане. В селе было несколько Яш-фронтовиков, но до Берлина дошел только он. Написать свое имя на Рейхстаге не успел, чиркнул только одну букву - наших было так много, что подойти к стене было просто невозможно, и времени не было.

Это одно из немногих воспоминаний о войне. И дети, и внуки говорят, он не любил много говорить о своих подвигах, а они были. В 18 лет был представлен к Ордену Славы. За что - узнали внуки.

ГЕРМАН КРАЧНАКОВ, ВНУК Я.Б. КРАЧНАКОВА: «Он был командиром орудия, бой был конкретный, без наводчика еще уничтожил 3 точки».

Сирота. Дома, в Чебечене, его ждали младшая сестра и брат. Он был обязан вернуться домой живым. Воевал, за спины товарищей не прятался. "Я выжил благодаря аистам", - говорил своим детям. Когда в Берлине бомбили зоопарк, все звери погибли. Но двум аистам удалось спастись. Яков спас их.

Он был под впечатлением даже от разрушенного Берлина. Рассказывал, какие там удивительные дома. И полюбил аккордеон. Мечтал, чтобы его дети научились играть на нем. Но в Курмач-Байголе не было музыкальной школы. Мечту деда осуществил внук. Кстати, у Якова Байрамовича 6 детей, 20 внуков и 35 правнуков. Самому старшему повезло - он вырос с дедом.

В семье растут еще 2 Яши - внук и правнук. Все помнят дедушку. И, кстати, у Крачнаковых есть простой закон - все мужчины должны служить в армии. Старших провожал сам Яков Байрамович. И письма писал и встречал. Сейчас служит самый младший внук - Максим.

Каждое 9 мая - большая семья собирается в Курмач-Байголе. Вспоминает деда. Охотника с душой романтика, мечтателя, не боявшегося трудностей.