Он был одним из ликвидаторов последствий аварии на Чернобыльской АЭС

chernobl26-го апреля весь мир отметил день памяти погибших в радиационных авариях и катастрофах. 28 лет назад на Чернобыльской АЭС произошла самая страшная техногенная катастрофа. Сегодня в РА живет 43 ликвидатора. Один из них Фарид Зимаков. В сентябре 1986 года Фарид Зимаков был вызван в военкомат, где ему объявили о том, что он отправляется в Чернобыль, для ликвидации последствий аварии на Чернобыльской атомной электростанции. На тот момент ему было 32 года, и у него было двое детей.

Но среди призванных были и совсем молодые парни, только что прошедшие срочную службу. На место назначения прибыли ночью, и сразу построение. Дисциплина, вспоминает Фарид Сабирович, была по законам военного времени. Увиденное он запомнил навсегда. 

ФАРИД ЗИМАКОВ, ЛИКВИДАТОР ПОСЛЕДСТВИЙ АВАРИИ НА ЧАЭС: «А в Припяти, действительно, город большой, чистый в то время был, но страшный. Шестнадцатиэтажный дом стоит, а там тишина кругом. Вещи, как люди уезжали, всё на балконах весят. Даже видимо рыбаки, я до сих пор это запомнил, что на низках рыба висит и вялится, а ни хозяев, никого нет».

В задачу части, в которой находился Фарид, входила замена грунта на заражённых территориях. Но порой приходилось сравнивать с землёй целые деревни. Технику, которая начинала звенеть, то есть показывать радиоактивное излучение, оставляли там же. Всего в зоне заражения Фарид пробыл три с лишним месяца, из них две недели в непосредственной близи и на самой АЭС. Размеры облучения, которые получали ликвидаторы, превышали все допустимые нормы, поэтому часто замалчивались.

ФАРИД ЗИМАКОВ, ЛИКВИДАТОР ПОСЛЕДСТВИЙ АВАРИИ НА ЧАЭС: «86 год, засекречено всё - данных в архиве нет. Сколько был в зоне заражения, сколько ты поймал. Мне вот справка пришла. Там же как было сказано, 25 рентген набираешь, значит демобилизация. А я вёл блокнотик, когда поехал в Припять, когда поехал на ЧАЭС. У меня 14 дней полных. А из архива пришло десять дней. Нельзя больше там». 

С 87 года Фарид Зимаков живет в Карагуже, где работал механизатором. Уже сорок лет у них с женой Галиной счастливый брак. Сам он считает, что ни тогда, ни сегодня, ни одна другая страна мира, не смогла бы справиться с самой страшной техногенной катастрофой человечества, какой стала Чернобыльская АЭС. А ещё он мечтает, что бы в РА наконец-то появился памятник тем, кто порою ценой собственной жизни и здоровья сделал это возможным.

Сергей Булгаков