80-летию памяти жертв политических репрессий посвящается

Книги, фотографии, личные вещи, документы. По сегодняшний день идет формирование личных фондов представителей Горного Алтая, подвергшихся политическим репрессиям. Многие экспонаты хранятся в фондах Национального музея. Некоторые на выставку принесли жители Горного-Алтая. Из представленных материалов видно, помимо политические и общественные деятелей Ойротии, гонениям подверглись и простые жители.

ТАТЬЯНА ПОЛТЕВА, ЗАВЕДУЩАЯ ОТДЕЛОМ ИСТОРИИ НАЦИОНАЛЬНОГО МУЗЕЯ им. А.В. АНОХИНА: «Ойротский пограничный отряд арестовал алтайцев, которые видимо не согласны с политикой государства. Решили откачевать, но они были арестованы и подвергнуты также полит репрессиям. Вот эти док-ты не очень яркие, но они рассказывают о той атмосфере, которая существовала в ойротии в тот период времени».

В тот трагический день - 86 кочевников обвинили в государственной измене. Среди них были женщины и дети. Доносы стали нормой жизни. От них пострадали семьи Бабаевых, Суразаковых. Многодетные семьи братьев Параевых Петра и Алексея. Когда старшего брата Алексея, работавшего инспектором, обвинили и увели, младший Петр последовал за ним и не вернулся. Такие моменты прошлого хранят в себе фотографии, письма, газетные публикации. В них воспоминания живых свидетелей истории.

ТАТЬЯНА ПОЛТЕВА, ЗАВЕДУЩАЯ ОТДЕЛОМ ИСТОРИИ НАЦИОНАЛЬНОГО МУЗЕЯ им. А.В. АНОХИНА: «Сталинские репрессии нанесли большой урон нашей республике. Наиболее видные деятели нашего региона подверглись сталинским репрессиям. И поэтому при создании выставки нами была составлена следующая структура. Сначала мы показываем наиболее известных людей, кто пострадал от сталинских репресиий. Это прежде всего алтайский художник Григорий Иванович Чорос-Гуркин, другие представители интеллигенции и представители советско-партийной интеллигенции, как например семья Алагызовых: Иван Савельевич, Алексей Савельевич. Все знают, что они были арестованы, а затем расстреляны. Вслед за ними и младший брат, Василий Савельевич тоже стал жертвой политических репрессий».

По словам работников музея, репрессии проводились не только в отношении людей, но и организаций. Так, например, в 30-е годы из фондов Национального музея изымались свидетельства, касающиеся истории региона. Пик репрессий в России пришелся на 37-38-ее годы. По официальным данным, по политическим обвинениям было арестовано более полутора млн человек. Из них 11 тыс. наши земляки. 2 тыс. – расстреляны, остальные отправлены в ссылки и исправительно-трудовые лагеря. Для истории это сухая статистика, а для тех, кто помнит – боль утраты, забыть которую невозможно.

Посетить выставку может любой желающий. Она будет работать до 30 октября в национальном музее.

Анна Скороходова